Чегемские водопады зимой или царство Снежной Королевы

Вчера нам посчастливилось побывать на экскурсии «Горный комплекс», которая включала в себя посещение трёх достопримечательностей Кабардино-Балкарской республики: Чегемского ущелья, г. Нальчик и термального источника Аушигер.

Начнем по порядку.

Экскурсия началась в 9 утра и пока мы ехали до Чегема, гид рассказывала нам некоторые факты об истории Кабардино-Балкарии и народов, проживающих здесь. Балкарцы – тюркоязычный народ, который, в основном, живет в горных районах Северного Кавказа, а кабардинцы, наоборот, в предгорье. Со стороны кажется, что кабардинцы живут богаче, чем балкарцы: у них большие дома с высоким забором, кстати, чаще всего лицевая часть дома, которая смотрит на улицу не имеет окон, то есть окна устремлены только во внутренний двор. Во время Кавказской войны таким образом защищали дом от вражеских нападок, которые происходили, кстати, с очень частой периодичностью. Сейчас нет нужды строить дома именно так, однако, традиции дают о себе знать и кабардинцы продолжают сооружать свои жилища окнами во двор.

Что также запомнилось из их обычаев: каждый, кто приходил в дом кабардинцев как гость обеспечивался полной защитой. Даже злейшего врага кабардинец должен был принимать со всем уважением и почестями. Гостям предлагали самые вкусные блюда и одаривали их подарками.

Наш небольшой автобус остановился возле небольшого кафе, где мы заказали блюда к обеду. На выбор предоставлялось несколько блюд: шашлык из баранины, форель на костре, шурпа и хычины. А пока мы двинулись дальше. От кафе мы шли около 2 километров к водопадам пешком.

Чегемское ущелье – это одна из основных достопримечательностей республики. Здесь очень холодно и сыро и если у кафе пригревало солнышко и даже хотелось снять верхнюю одежду, то в теснине мёрзнешь до костей. Ущелье расположено между двумя скалами, которые будто раскололись на две части. Красота вокруг захватывала дух: справа от нас текла небольшая, но мощная горная речка.

В любое время года стоит опасаться камнепадов и быть очень осторожными, хотя многочисленные торговцы, расположенные вдоль теснины относятся к этому также спокойно, как мы, например, к граду. Кстати, у местных торговцев можно купить вязаные изделия от 50 рублей и выше (можно торговаться!), различные бальзамы, орехи, сладости, масла, варенье, мед.

Мы шли рядом с неплохой асфальтированной дорогой, поэтому здесь очень легко можно проехать на машине и оставить её непосредственно у водопадов.

Наконец-то мы дошли до водопадов и перед нами открылось самое настоящее ледовое царство. И теперь отвечая на вопрос «стоить ли ехать на чегемские водопады зимой», с уверенностью могу сказать, что однозначно стоит! Кажется, что мы оказались в гостях у снежной королевы.

Здесь фотографируются многочисленные туристы, даже иногда игнорируя таблички «Осторожно! Возможен сход льда!». Что ни сделаешь ради эффектной фотографии.

Но мы рисковать не стали и фотографировались только в безопасных и специально отведенных местах. Кстати, мы слышали неоднократно, как падал снег с льдом, так что пренебрегать безопасностью не стоит.

Не знаю, как здесь летом, но чегемское ущелье зимой прекрасно и очень эффектно.

Погуляв часик и уже изрядно померзнув, мы нырнули в наш автобус и поехали к кафе, где уже нас ждали горячие блюда. Я попробовала форель, хычин и домашнее вино. Хычин – это такая лепешка, которая готовится из теста с добавлением картофеля и сыра. Жарится на масле (с большим количеством масла!) и считается одним из самых популярных блюд в кабардино-балкарской кухне.

После обеда, мы решили заглянуть на задний двор и увидели небольшое стадо барашков.

Двигаемся дальше и следующим нашим пунктом был город Нальчик. При въезде очень сильно бросаются в глаза многочисленные баннеры с восхвалением нашего президента. У меня даже было некое ощущение дежавю, так как в Грозном прослеживается та же ситуация. Ну и в общем становится понятно, что Россия и Кабардино-Балкария – хорошие друзья.

В центре очень ухоженно и красиво, некоторые старые здания и улочки напоминали даже Москву, за исключением одного момента — улицы практически безлюдны здесь.

Мы совершили только одну остановку –это Атажукинский парк, который считается самым старым в городе. Прокатились по канатной дороге, которую еще называют детской, так как высота не очень большая, но, тем не менее, всё равно страшновато. Стоимость канатки 200 рублей.

Последним нашим пунктом был термальный источник Аушигер, который имеет лечебный и успокаивающий эффект. Сделан он в виде бассейна, на дне которого лежат плиты, а из трубы льется лечебная горячая вода.

На этом наша экскурсия закончилась и в пол 7 вечера мы были уже в Железноводске.

Конечно, я очень советую посетить эту экскурсию и настоятельно рекомендую сделать это именно зимой! В целом у нас остались очень приятные впечатления о поездке и я бы хотела бы приехать сюда вновь.